Современные автомобили, как правило, оснащены электронными системами, обеспечивающими оптимальное управление двигателем, трансмиссией, тормозами и т. д. В большинстве случаев каждой из них «заведует» свой электронный блок управления, работающий по определенной программе в автоматическом режиме. Это исключает необходимость в устройствах ввода и вывода информации для постоянного вмешательства извне в процесс работы (монитор, клавиатура и т. д.). Потребность в связи с электронным блоком управления и доступе к показаниям системы самодиагностики возникает только на этапе технического обслуживания или ремонта автомобиля и осуществляется специальными методами.
Определение и устранение неисправностей сложных электронных устройств непростая задача, тем более что их функционирование в системе электрооборудования автомобиля взаимосвязано. Объективная диагностика электронной автоматики возможна только с использованием специальных инструментов, приборов и оборудования. Она включает в себя комплекс действий, в обиходе называемый «компьютерная диагностика». В процессе ее проведения осуществляется измерение и сравнение с эталонными значениями различных рабочих параметров двигателя и автомобиля.
Технология проведения диагностики предполагает обязательную проверку данных, полученных от системы самодиагностики, путем измерения соответствующих физических параметров. Например, если на дисплее сканера (см. ниже) появился код ошибки, расшифровываемый как «Нет сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости», это не означает, что отказал в работе сам датчик. Неисправность может быть в проводах, соединяющих датчик и блок управления, в разъемах, в самом блоке управления и т. д. Для обнаружения неисправности необходимо произвести определенное количество измерений напряжений, токов, сопротивлений и установить место повреждения. На основе полученных результатов выявляются неисправности отдельных систем, узлов, агрегатов, затем с учетом косвенных показателей работоспособности анализируется их техническое состояние. В конечном итоге появляется возможность достоверно оценить техническое состояние автомобиля, обнаружить и устранить причины отклонения от нормы.
Оборудование, необходимое для диагностики, можно разделить на две группы:
- инструменты, предназначенные для измерения физических величин – амперметры, вольтметры, омметры, манометры и т.д.;
- приборы, позволяющие отобразить в цифровой или графической форме процессы, происходящие во время работы, – сканеры и мотортестеры.
Основные требования к таким приборам заключаются в следующем:
- полнота и точность получаемой информации, простота эксплуатации, универсальность;
- наличие базы эталонных данных для наибольшего количества марок и моделей автомобилей.
При проведении компьютерной диагностики самое главное определить причину неисправности. Невсегда коды неисправности указывают на причину. Код DTC дает нам направление для поиска, к примеру:
1.Самая распространенная ошибка на бензиновом двигателе P0300-множественные пропуски воспламенения и P030x-обнаружен пропуск воспламенения в цилиндре x (где x-номер цилиндра). Жалоба водителя это, потеря мощности, горит или мигает лампа MIL (CheckEngine). По таким жалобам бывает множество причин:свечи, ВВ провода, катушка зажигания, нет распыла форсунки, нет компрессиии и т.д. Все эти причины необходимо проверить и исключить.
2. Есть еще ряд ошибок, которые зажигают лампу MIL , но при этом водитель не чувствует изменений в работе двигателя и , которые ни как не влияют на характеристики автомобиля в целом. Такие ошибки, как P0420-низкая эффективность катализатора. Причин по такой ошибке много: это все причины, что и в первом примере, до простого-"сечет" система выпуска, но и конечно сам "катализатор".
.